Культура эльфийского танца
«О короле можно судить по тому, как танцуют во время его правления»
Говорят, давным-давно эльфы водили чарующие хороводы при свете звёзд, и бархатное небо приближалось к земле, чтобы разглядеть их танец. И ночь становилась светла, как день. И самые юные звёзды покидали небеса, чтобы присоединиться к кругу — говорят, так появились первые светлячки.
Легенды говорят очень много, правда теряется в слоях вымысла — сложно сказать, что там было на самом деле. Но в одном легенда точно не врёт: эльфы на самом деле водят хороводы. На хороводы похожи все их танцы, кроме поздних.
Танцы аристократии и не-аристократии отличаются сложностью фигур и скоростью: не обременённые дворянством танцуют довольно быстро, несложно, чаще всего на праздниках под открытым небом. Знать собирается в просторных бальных залах или ухоженных садах, их танцы неторопливее, изящнее, сложнее.
Рисунок танца — хоровод: танцующие становятся парами и образуют большие круги. Круг может быть один, кругов может быть несколько: например, внешний и внутренний. Основные элементы: шаги, переходы, кружение, смена партнёров. Фигуры танца повторяются (движения делятся на «блоки», и эти блоки могут повторяться до бесконечности).
Часто на праздниках мещане и крестьяне придумывают танец на ходу или просто водят хороводы, не всегда меняются партнёрами и даже нередко не становятся попарно. Главное — поймать ритм и получать удовольствие, а сложные рисунки и схемы танцев — это «привилегия» аристократии.
Григора: самый распространённый танец не-аристократии |
|
Несложный танец, который исполняется под довольно быструю музыку. Танцующие выбирают себе пары, становятся в круг. Женщина стоит к мужчине спиной, партнёры держатся за руки. Практически весь танец состоит из приставных шагов и смены партнёров. Итак, голова смотрит влево: два шага влево, два шага вправо, два шага влево. Корпус переворачивается, голова смотрит вправо. Два шага вправо, два шага влево, два шага вправо. Женщина оглядывается сначала в левую сторону, после — в правую, а потом, кружась, переходит к следующему партнёру, и весь блок движений повторяется. Танец может продолжаться до бесконечности. P.S. Смотреть на мужчину во фраке и его партнёрш. Для интересующихся: танец — «па д'эспань». |
Бал, на который собираются дворяне, обычно открывает танец-шествие. Такие виды танца появились сравнительно недавно и вошли в моду не более столетия назад, отличаются от традиционных они тем, что на хоровод практически не похожи. Говорят, вознилки благодаря контактам с человеческой расой.
Главный элемент такого танца: шаги. Движения изящны, даже манерны, и поэтому такие танцы называют даже не «танцами», а «приглашением к танцу».
Релинмел: танец-шествие |
|
Танец появился недавно — около сотни лет назад, но уже прочно вошёл в бальную программу. Это спокойный, церемонный танец, для которого обязательным условием является горделивая осанка и чувство ритма.
Весь танец состоит из шагов, переходов, поклонов и «геометрических фигур», по которым пары ходят. Эти фигуры могут меняться местами, могут исполняться не все — это зависит от места и степени торжественности. Такой танец исполняют, чтобы показать торжественность момента, на больших балах. Танец довольно сложный, тут фигуры у соседей не подсмотришь — надо уметь. Ведущие пары чаще всего — хозяева бала или самые знатные из присутствующих. P.S. Для интересующихся — полонез. |
|
Пары становятся лицом друг к другу и проходят двумя колоннами навстречу друг другу, дамы идут по правую руку от кавалера. Получается четыре ряда: кавалер - дама - кавалер - дама. Колонны останавливаются, раскланиваются. После дамы поворачивают направо, кавалеры — налево. Дамы и кавалеры, оказавшиеся «в середине» подают друг другу руки и проходят по залу, дамы и кавалеры, оставшиеся без палы, шествуют в одиночестве. Останавливаются и раскланиваются.
Получается четыре ряда: кавалеры - дамы - кавалеры - дамы. Первые два ряда (кавалеры - дамы) поворачиваются «внутрь», то же самое проделывают вторые и возвращаются к темы партнёрам, с которыми начинали танцевать, проходят по залу навстречу друг другу, останавливаются, раскланиваются. Получается две большие колонны. Кавалеры и дамы берутся за руки, обходят друг друга, кружатся, делают попарно шаг навстречу друг другу - шаг в другую сторону, меняются местами и т.д.
После колонны делятся примерно посередине, первая пара уходит в правую сторону, закручивая четыре небольшие хоровода, дамы идут во внутреннем кругу, кавалеры — в наружном. Проходят несколько кругов, останавливаются, кавалеры стоят на месте, дамы их обходят по кругу несколько раз, потом снова становятся по парам, кружатся, кланяются, сходятся кругом ближе, потом расходятся, размыкают четыре хоровода — становятся в два. Кавалеры на этот раз идут внутренним кругом, дамы — внешним, останавливаются, раскланиваются, кружатся, потом опять проходят несколько кругов — и так несколько раз.
Хоровод размыкается, пары расходятся на две колонны: дамы - кавалеры - дамы - кавалеры. Кавалеры поворачиваются и проходят через центр зала на другую сторону, меняя партнёрш, кланяются, кружатся. Потом дамы проходят через центр к своим кавалерам. После обе колонны идут через центр зала крестом: пара из одной колонны проходит за парой другой колонны. Останавливаются — и танец заканчивается. |
|
Палерьте: танец-шествие |
|
Пары стоят четырьмя колоннами лицом к партнёрам: кавалеры - дамы - дамы - кавалеры - кавалеры - дамы - дамы - кавалеры. Раскланиваются друг с другом. Берутся за руки, проходят несколько шажков вперёд, нечётные пары разнимают руки и обходят чётные, становятся за ними. После этого переход повторяется: пары, оказавшиеся нечётными, заходят за чётные. Партнёры подают друг другу руки, кружатся, обходят друг друга, раскланиваются и т.д.
P.S. Для интересующихся — менуэт. |
|
После дамы поворачиваются к своим кавалерам спиной, к дамам напротив лицом, идут навстречу друг другу, встречаются, подают друг другу руки, обходят друг друга несколько раз по часовой стрелке. Возвращаются к своим партнёрам, подают кавалерам руку, обходят друг друга по часовой стрелке несколько раз. Потом дамы снова сходятся, но возвращаются не к своим кавалерам, а к тем, что стоят в колонне напротив. Обходят друг друга по часовой стрелке. После дамы снова сходятся, кружатся, и возвращаются к своим партнёрам.
После становятся в четыре колонны, делают два шага вперёд, нечётные пары переходят, новые нечётные пары снова переходят. После партнёры поворачиваются друг к другу лицом, обходят друг друга, раскланиваются и так далее. Теоретически танец может продолжаться до бесконечности.
|
Все танцы-хороводы состоят из повторяющихся «блоков» движений, продолжаться могут неограниченное количество времени. Эльфы танцуют парами, основной рисунок: два круга — внешний и внутренний, второй больше первого. Но могут быть и два, и три, и четыре хоровода — всё зависит от размеров зала и количества танцующих.
Движения танцев несложные, запоминаются довольно легко. Благодаря их повторяемости, научиться танцам несложно: главное — это помнить переходы и следить за ритмом.
Эркола: танец-хоровод |
|
Танцующие держатся за руки. Пара делает шаг вперёд, потом шаг назад. После три раза повторяет комбинацию: шаг вперёд и от центра круга (накрест-наружу), шаг вперёд и к центру круга (накрест-внутрь) — шесть шагов в сумме. Кружась, разворачиваются в другую сторону, делают шаг вперёд. После, кружась, переворачиваются в первоначальное положение и делают шаг назад. Эта комбинация движений повторяется до тех пор, пока не кончится мелодия — то есть, неограниченное количество времени. P.S. Для интересующихся — вальс-прогулка. |
|
Рейвандель: танец-хоровод |
|
Танцующие стоят лицом в круг, взявшись за руки (кавалер-дама-кавалер-дама и т.д.). Делают шаг вперёд (в круг), шага назад (из круга), после дама, кружась через правое плечо, переходит: прокруживается, подаёт кавалеру справа сначала правую руку, потом левую и становится слева от него. Движения повторяют четыре раза. После дамы и кавалеры разбиваются на пары: дама кладёт руку на плечо тому кавалеру, который слева от неё. Он соответственно приобнимает её за талию, стоят друг к другу лицом, боком к вруг. Пара держится за руки — теми, которые «смотрят в центр круга» (кавалер — левую, дама — правую). Пара делает четыре приставных шага вперёд, три назад, на четвёртом переворачиваются, семь раз делают вальсовое кружение «раз-два-три» (вперёд, в строну, перевернулись, назад, в сторону, перевернулись), на восьмой такт — разнимают руки и становятся хороводом: дама слева от кавалера. И все движения повторяются. P.S. Для интересующихся — испанский вальс. |
|
Ларгёр: танец-хоровод |
|
Пары движутся против часовой стрелки, стоят лицом друг к другу, держась за руки. Делают приставной шаг по часовой стрелке (кавалеры вправо, дамы — влево), а потом, оборачиваясь вокруг своей оси, несколько шагов против часовой (дамы — вправо, кавалеры — влево). Останавливаются, делают приставной шаг по часовой стрелке, потом против и снова кружатся вокруг своей оси против часовой стрелки. Пары останавливаются, встают лицом друг к другу, держась за руки. Делают шаг навстречу, шаг назад — и меняются местами. Повторяют два раза, потом становятся рядом: кавалеры образуют внутренний круг, дамы — внешний. Дама прокруживается пять раз, кавалер поддерживает её и идёт рядом. После пары поворачиваются лицом друг к другу, берутся за руки, идут против часовой стрелки, «раскрываясь» сначала в одну, после в другую сторону (широким жестом поворачивают весь корпус, разнимая руки): получается по два раза в каждую из сторон. И блок движений повторяется. P.S. Для интересующихся — фигурный вальс. |
|
Нерелтир: танец-хоровод |
|
Пары стоят парами, образуя несколько кругов: кавалеры ближе к центру. Делают по два приставных шага сначала от центра, реверанс, потом два шага в центр. Проходят четыре шага вперёд, приостанавливаются, проходят ещё четыре шага. Поворачиваются друг к другу лицом. Кавалеры делают два приставных шага вбок сначала по часовой стрелке, кланяются, потом — два приставных шага против часовой. Дамы идут сначала против часовой стрелки (два приставных шага — реверанс), потом по часовой. Возвращаются к своим партнёрам, потом берутся за руки и меняются местами два раза. После снова берутся за руки — и всё повторяется сначала. P.S. Для интересующихся — па де грас. |
|
Велессера: танец-хоровод |
|
Пары стоят в кругу лицом друг к другу, движутся приставными шагами против часовой стрелки: делаю шаг, на втором поворачиваются друг к другу спинами, делают третий шаг, на четвёртом разворачиваются лицом друг к другу. Повторяют эту четвёрку. После кавалер кладёт руку даме на талию, она ему на плечо, пара делает полный поворот вокруг своей оси четыре раза, всё ещё двигаясь против часовой стрелки: на шаг приходится полуповорот (так, что дама и кавалер меняются местами: она внутри, он снаружи круга; на следующем шаге возвращаются в «исходные позиции»). И блок движений повторяется. P.S. Для интересующихся — па де катр. |
|
Этерленз: танец-хоровод |
|
Пары стоят в кругу: дама справа от кавалера. Правая рука кавалера на талии дамы, левой он держит её левую руку. Пара делает шаг вперёд, потом два приставных шага назад и два обычных шага назад. Потом два приставных шага вперёд и три простых шага вперёд. Комбинация шагов повторяется два раза. После пары поворачиваются лицом друг к другу, дамы делают два приставных шага по часовой стрелке, кавалеры — два шага против часовой стрелки, раскланиваются. После возвращаются на свои места теми же приставными шагами. Подают руку своим партнёрам, делают шаг навстречу друг другу, шаг назад и меняются местами. После кавалеры делают два шага по часовой стрелке, а дамы — два шага против часовой стрелки. Потом делают по два шага в обратном направлении и меняют партнёров: кавалеры подают руку той даме, которая оказывается слева (раньше она стояла в паре позади него). Кавалер становится с левой стороны от дамы, кладёт ей руку на талию — и всё повторяется. P.S. Для интересующихся — па зефир. |
Каждый танец может продолжаться долго, нередко одни пары покидают круг танцующих, а другие — присоединяются к хороводам.
Танцы исполняются под аккомпанемент арфы, флейты, скрипки, лютни и других инструментов, иногда к инструментальному добавляется вокальное сопровождение.
В целом, эльфийские танцы отличаются лёгкостью, изяществом. Они как будто специально придуманы для их струящейся одежды и длинных волос. Может быть, легенда всё-таки не врёт?..
Авторство: Лиенна Шеанис и Кииран Истир